Буксировочный трос

Буксировочный трос. Не все так просто.

Вот и наступила зима, время “веревочек”, “проводочков” и “переносных аккумуляторов”.
А как мы знаем, “у нас зимы такие, что и ездовые академики встречаются”.

Действительно, зимой очень много шансов “уехать” в сугроб или не выехать с ночной парковки. Именно в это время большинство автолюбителей задумывается о приобретении троса. Мы советуем не торопиться с выбором и ознакомиться со всеми нюансами.

Тоннаж буксировочного троса

Во-первых, не верьте цифрам разрывной нагрузки, указанным на упаковке с буксировочным тросом, во-вторых, не верьте этим цифрам. На буксировочные тросы нет ГОСТа, практически все производители указывают тут “день рождения бабушки”. Некоторые, правда, дают сноску, что это не разрывная нагрузка изделия, а лишь максимальная масса буксируемого автомобиля. Но и тут возможны дебаты.

При выборе троса следует помнить, что при вызволении железного коня из снежного плена или грязи, прибегают к рывкам и, иногда, достаточно энергичным. При этом нагрузка на трос может увеличиваться в шесть раз.

Таким образом, для легкового автомобиля с массой 900-1700 кг, подойдет трос с указанной на упаковке нагрузкой 3,5-5 тонн, можно и больше.

Много? Решать Вам.

Длина буксировочного троса

Тут все проще. Правилами ПДД регламентируется длина, она должна быть не менее 4 и не более 6 метров. Есть некоторые исключения, но нам лучше придерживаться этого диапазона.

Один момент. Как Вы будете крепить трос к своему автомобилю? Привязывать или у троса есть крюки? А если крюк оборвется? Или трос перетрется по середине и вам придется связывать две половины?

Очевидно, что узлы сократят длину троса. И если он изначально был 4 метра, то Вы рискуете не только штрафом, можете “догнать” буксирующий вас автомобиль. Или Вас догонят, если окажетесь в роли буксирующего. Ну, а стоимость фар, фонарей и бамперов многократно превышает разницу в стоимости короткого и длинного троса. Не экономьте.

Рассмотрим еще такой вариант: один из автомобилей засел в луже, и она не маленькая. Вам, банально, может не хватить длины троса, чтобы подобраться к застрявшему автомобилю и не увязнуть самому. Или наоборот, к Вам не подберутся, чтобы помочь. Никогда не знаешь, на чьей стороне окажешься.

Мы рекомендуем брать по максимуму, 6 метров или около того.

Крюки или петли? Как вы будете крепить буксировочный трос?

Тросы оснащаются различными зацепами. Чаще всего это простые крюки с подпружиненными язычками. Встречаются карабины, на подобие альпинистских, с резьбовым фиксатором, есть серьги с резьбовым шкворнем (шаклы). Также, широко распространены матерчатые петли.

Что выбрать?

Осмотрите свой автомобиль. Какие на нем используются буксировочные петли? На большинстве современных автомобилей используется съемный буксировочный болт. Крюки залезут в отверстие этого болта? А матерчатая петля? Другие зацепы? Захватите этот болт с собой в магазин и проверьте “не отходя от кассы”.

Крюки, если они не рассчитаны на прилагаемое усилие, имеют свойства разгибаться и отлетать, а подпружиненные тросом, имеют свойство прилетать... в стекло, фару, не дай Бог, в голову. Таких случаев полно.

Карабины встречаются очень редко и они громоздки и могут поцарапать бампер, шаркая по нему.

 

Буксировочный трос с зацепом "Петля" с использованием шакла
Буксировочный трос с зацепом "петля" и шакл

 

Шаклы. Очень хороший вариант. Не даром все джиперы используют только их. А они знают в этом толк, целыми днями таскают друг дружку на “веревочках”.
Правильно подобранный шакл не подведет и не поцарапает бампер. Обычно используются в паре с тросом имеющим матерчатые петли.

Матерчатые петли. Могут использоваться не только с шаклами, вполне подойдут и для штатных съемных буксировочных болтов. Если у болта отверстие подходящего размера. Если нет, то придется докупать шаклы.
И еще один момент, матерчатая петля троса, в момент буксировки, не должна касаться резьбовых соединений, шершавых поверхностей, углов штампованных проушин, заусенцев и т.д. Это критично, перетрется быстро и безвозвратно. Петля должна соприкасаться только с полированным металлом.

Материалы буксировочных тросов.
Их превеликое множество. От металлических тросов до парашютных строп, есть и корабельные канаты, капроновые плетенки, есть и другие варианты.

Для гражданского применения хорошо подходят: парашютные стропы, корабельные канаты, плетенки. Прежде всего потому, что имеют коэффициент растяжения, то есть они эластичные. Это качество поможет избежать рывков, позволит буксировать автомобиль с большим комфортом. Не пренебрегайте этим советом, потом спасибо скажете.

А вот металлические тросы и капроновые ленты, наоборот, имеют большую жесткость, и делают буксировку утомительным и нервным занятием. Такие тросы хороши в других случаях, но это совсем другая история.

И еще один совет, возможно самый главный -- не забудьте перед началом буксировки разблокировать руль буксируемого автомобиля. Вы даже не представляете, сколько человек наступило на эти грабли.

На этом все. Хороших дорог!

Ссылки на типы тросов:

Полипропиленовые буксировочные тросы
Буксировочные тросы из корабельного каната
Металлические буксировочные тросы
Динамические буксировочные тросы
Буксировочные тросы из авиационного капрона